+7 (903) 853-61-60 КУПИТЬ БИЛЕТЫ


Страхов Л. В.

У современного человека служба на парусном корабле XVIII века ассоциируется с романтикой морских приключений, захватывающими путешествиями первооткрывателей и славой побед в сражениях. Это все верно, однако «оборотной стороной медали» была жизнь простых моряков, полная опасностей, лишений и физического труда в экстремальных условиях.

Наиболее подробно будни матросов эпохи Петра Великого расписаны в «Уставе морском» от 13 апреля 1720 г., составленном на основе прежних регламентов с учетом опыта, полученного за 15 лет службы на Азовском и Черном морях. Этот документ позволяет нам получить представление о быте на кораблях военно-морского флота в Петровский период.

На парусниках XVIII века было очень тесно, поскольку технологии судостроения того времени не позволяли делать корабли более просторными для команды. Например, на «Гото Предестинации» служили 253 человека: такое количество людей требовалось для выполнения разнообразных корабельных работ. К тому же моряков набирали с небольшим запасом, ведь смертность от болезней: дизентерии, простудных инфекций и цинги — порой превосходила боевые потери, что требовалось учитывать при снаряжении корабля в поход.

Однако говорить о полном отсутствии медицинской помощи в те времена было бы неверно. На крупных судах Азовского флота обязательно служил врач, в основном доктора были иностранцами. Известно, что в марте 1697 г. Петр Великий отдал распоряжение своим послам нанять в Европе на каждый из построенных кораблей по одному врачу со всеми необходимыми медицинскими инструментами и лекарствами. Тем не менее, знания XVIII века не позволяли лекарям кардинально изменить ситуацию и смертность на флоте оставалась высокой.

Сутки делились на 6 вахт по 4 часа. Каждую смену треть экипажа несла вахту, треть выполняла необходимые текущие работы, а остальные спали. Непродолжительные часы свободного времени люди проводили за играми в карты, кости и зернь (играя в зернь, нужно было бросать плоские крашеные камушки, а выигрыш зависел от того, какой стороной, темной или светлой, они упадут на стол). Делалось это тайком от начальства, так как азартные игры были на флоте под запретом.

Уставы регламентировали и личную жизнь моряков. В портах в светлое время суток им не возбранялось приглашать на корабли своих жен. Женщинам запрещалось находиться на борту только во время похода, но и тогда моряки умудрялись их прятать, поэтому в уставах были прописаны жестокие телесные наказания за такое нарушение.

Размещались люди преимущественно на батарейной палубе — среди пушек, в тесноте и сырости, в полном крыс помещении. Соседство с орудиями не просто было неудобным, но и угрожало жизни. Порой в условиях сильной морской качки канаты, стягивавшие пушки к бортам (тали), обрывались и полуторатонные орудия перекатывались по палубе, попутно раздавливая зазевавшихся или спящих матросов.

Большую часть времени люди проводили в полутемных помещениях: во избежание пожаров освещение на кораблях жестко регламентировалось. Фонари зажигали только в каюте капитана и в хозяйственном отсеке на носу, где готовили пищу.

Военным морякам полагалось достойное питание. На каждом боевом корабле обязательно находилась поварня, в которой стояла судовая печь для приготовления горячего. По калорийности рацион российского матроса (3900–4300 килокалорий) вполне соответствовал современным нормам питания мужчины в возрасте 20–40 лет, занятого физическим трудом.

В одном из своих писем в 1706 г. Петр I устанавливал перечень продуктов, необходимых для полноценного пайка. В него входили сухари, мясо (в основном солонина, но в поход также брали мелкий скот, домашнюю птицу, чтобы есть свежее мясо), ветчина, коровье масло, рыба (популярностью пользовалась треска), крупы, соль. Дефицит витаминов «компенсировали» пивом. По уставу 1720 г. на 28 дней каждому рядовому полагалось 7 ведер этого напитка — то есть по 3 литра в день на человека. Но пиво не было очень крепким и скорее напоминало квас. Для поддержания боевого духа 4 раза в неделю морякам выдавали по чарке водки (123 мл).

Недостатка в количестве пищи моряки не испытывали, но ее качество оставляло желать лучшего: в сырых корабельных помещениях продукты гнили, в них заводились насекомые, черви, еду портили крысы. Сложно было хранит пресную воду. В бочках она быстро приобретала зеленоватый цвет, запах и напоминала болотную.

Конечно, представленное здесь описание будней матросов далеко не полностью отражает условия быта на кораблях прошедшей эпохи. И все же ясно, что жизнь на флоте в начале XVIII века была трудной. Находясь в тесных сырых помещениях, антисанитарных условиях, моряки должны были заниматься тяжелой физической работой, быть ловкими и умелыми, отстаивая свое деревянное судно не только в сражениях, но и в борьбе со стихией. И длились эти испытания столько лет, сколько человек мог их вынести: в 1705 г. Петр I ввел в стране рекрутские наборы, по которым срок службы в сухопутной армии и на флоте продолжался «доколе силы и здоровье позволят». Поэтому, отмечая победы Азовского и других российских флотов, мы обязаны помнить о нелегкой жизни простых моряков и отдавать им дань уважения.